Стоит ли и сколько нужно вклыдывать в брендинг для вашего стартапа

0

Автор: SatoMaker | Рубрика: Заметки, Новости сети | 16-05-2013 |

2JMXkO63qss

Компанию узнают по бренду, поэтому эта одна из ключевых задач сделать бренд узнаваемым. Одна из болевых точек любого стартапа – вопрос, сколько вкладывать и вкладывать ли вообще в брендинг. Хочу сразу пояснить, что я имею в виду под стартапом, чтобы было понятно, почему я вдруг заговорил о вложениях в брендинг. Какие вложения могут быть на стадии идеи? Конечно, никаких. Многие под словом «стартап» понимают проект именно на стадии идеи. На самом же деле понятие «стартап» — совершенно иное. Стартапом является любая компания с коротким сроком операционной деятельности – то есть, уже юридически существующая компания, которая работает на рынке, обслуживает клиентов. Периодом стартапа можно назвать период от нескольких месяцев до нескольких лет — с момента начала работы компании до момента быстрого роста прибыли. У IT-компаний такой период может длиться несколько месяцев, у других – до 2 лет. При таком понимании термина «стартап», вложения в брендинг – это логичный вопрос.

Думают многие – более 50% всех молодых компаний, — так или иначе, приходят к мысли о том, что необходимо провести маркетинговые исследования, создать платформу бренда, понять, как и кому продавать, к примеру, покрасочные камеры гофрокартонные фильтры и так далее. Так, если представить весь процесс производства мебели, то нужно отметить, что здесь огромную роль играет производственные станки, покрасочное оборудование, а затем стоит заняться самим брендом, когда выпускаемая продукция соответствует качеству.

До двери брендинговой компании доходят очень немногие. Чаще всего стартапы становятся заложниками собственной жадности или недальновидности, думая, что «заработаю еще немного денег и тогда точно вложу их в развитие». В то время как, понятно, скорее всего, выживет на рынке компания с четкой стратегией, а не компания, привыкшая двигаться «наугад». На Западе подход к запуску стартапа иной: расходы на брендинг – это такая же обязательная статья, как затраты на рекламу и зарплата для сотрудников.

Еще одна проблема для отечественных стартапов заключается в том, что на российском рынке сложно разобраться в принципах ценообразования на брендинг. Стоимость брендинга для стартапа должна зависеть не от регалий агентства, а от целей стартапа на рынке, размера компании и существующей в этом сегменте конкуренции. Надо также понимать, какой объем разработок нужен компании и сможет ли она в принципе их внедрить. Например, даже если у маленького магазинчика найдется 2 млн. рублей, их стоит вкладывать в брендинг, только если магазинчик мечтает стать федеральной сетью. Если же вы создали свой бизнес, чтобы прокормить себя и свою семью, а не завоевать рынок, тогда брендинг вам не нужен.

Средняя стоимость разработок агентства в области брендинга для компании сегодня составляет 1,2 – 1,5 млн. рублей. Она включает в себя исследование и консалтинг, разработку коммуникаций (в соответствие с 11 каналами коммуникаций человека), помощь во внедрении разработок.

Чуть подробнее остановлюсь на том, что принято называть «функциональным брендингом». Когда вы забиваете гвоздь в стену, правила взаимодействия гвоздя, молотка и доски – это функциональное знание. А вот забивание конкретного гвоздя в конкретную стену – это инструментальное знание. Логотип и набор любых коммуникаций для компании – это бесполезное инструментальное знание, если нет правил, по которым вы все это применяете и понимания, почему вы действуете именно так, а не иначе.

Брендинг как комплексная функциональная работа, которая призвана увеличивать эффективность бизнеса на всех уровнях, объективно не может стоить дешево. Если кто-то предлагает вам провести маркетинговое исследование за 100 000 рублей, подумайте над тем, что зарплата одного приличного специалиста в месяц – хотя бы 50 000 рублей. Что сможет реально сделать для вас такая компания? Есть ли смысл покупать дешевую дрель? Вы и стену не просверлите, и потратите деньги — результат все равно будет нулевым, а денег станет меньше.

С другой стороны, нужно адекватно воспринимать и потолок затрат для стартапа. Я обычно рекомендую молодым компаниям тратить на брендинг не больше 5-7% от общей или планируемой прибыли. В противном случае расходы будет очень сложно экономически обосновать. Затраты на брендинг, как правило, достаточно быстро окупаются – это 6-12 месяцев после внедрения разработок — либо, если товар сезонный, то в конце сезона.

Мой блог находят по следующим фразам

Записи по данной теме:

Понравилась статья? У Вас есть возможность получать ежедневные обновления блога удобным для Вас способом:
Подписаться на блог 'Сатомейкер' по email

Ваш электронный адрес:

 

 

Подписаться на блог 'Сатомейкер' по email

Подпишитесь через RSS:

 

Добавить в Google

 

Читать в Яндекс.Ленте


Follow Satomaker on Twitter






Ваш отзыв